Официальный сайт автора данного курса лекций: https://eng-professor.ru/
Теперь берем, то о чем давно говорили – неправильные глаголы. Мы сейчас их быстренько произнесем, чистенько, аккуратненько. Вам пора их уже учить.
(Ст.) А могут быть предложения, чтобы в довеске использовался have?
(Пр.) Конечно. «You have money on you, haven’t you? (У тебя же есть деньги с собой, не так ли?)».
(Ст.) Получается, что все модульные глаголы, do, have…
(Пр.) Be, have. Все сильные глаголы сами себе строят довесок. А все обычные глаголы, простые, нормальные, строят себе довесок с помощью вспомогательного do.
Зачем мы делаем эту нудную, прямо скажем, работу? Потому что без нее вы дальше не шагнете шагу. Знать неправильные глаголы вы обязаны по простой причине: так получилось, что подавляющее большинство нужных нам глаголов неправильные. Все собранные в подборке глаголы, они все первой нужды. Так же как «жить», «пить», «есть», «бегать». То есть, из реально работающих. Как их можно запомнить? Зная запись, перевод и произношение. Так вот запись и перевод – есть, сейчас я вам задиктовываю произношение. И с этой минуты вы начинаете их учить.
Начнем со сгруппированных по сходству глаголов. Это очень удобно для нас с вами. Смотрим на первую подборку. В ней все глаголы собраны такие, которые не меняются из первой во вторую и третью форму уходя. Тогда вы скажете: «Какой же он неправильный? Неправильный это go, который превращается в went; неправильный это see, который превращается в saw». Да, это классические неправильные глаголы, но эти глаголы тоже считаются неправильными, потому что они не образуют свою вторую форму так, как требуют правильные, то есть они не добавляют на кончик –ed. И когда они пришли к правильным и сказали: «Возьмите нас к себе. Мы же не меняемся как go и went». Они сказали: «Это хорошо, что вы не меняетесь, но где у вас хвостик?». Они говорят: «Нету». Те: «Ну и катитесь тогда к неправильным». Они пришли к неправильным и говорят: «Нас к правильным не приняли». Те: «Ну, по большому счету, они правильно сделали, что вас не приняли. Но вы и среди нас какие-то непонятные. Идите и делайте свою собственную группу».
К чему я это говорю? Теперь вам будет легко запоминать глаголы. Вам нужно только помнить в какой конкретно версии таблички они собраны.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
cut [kʌt] put [pʊt] let [let] set [set] hit [hɪt] cost [kɒst] split [splɪt] hurt [hɜ:t] read [ri:d] | cut put let set hit cost split hurt read* [red] | cut put let set hit cost split hurt read* [red] | резать, порезать класть и т.д. разрешать, пускать ставить, помещать, класть ударять, бить, наносить ущерб стоить расщеплять, раскладывать причинять боль, оскорблять, обижать читать |
Hurt – трудное слово, произношение как в sir [sɜ:], girl [ɡɜ:l].
Последний глагол (read) в этой сборочке схулиганил. Он пишется так же как все остальные, то есть не меняется при переходе из первой во вторую и третью формы, а произносится по-другому. Вы скажете: «А как же я увижу его? Как же я увижу, что нужно читать [riːd], а не [red] или [red], а не [riːd], когда он записан в тексте?». Правильный вопрос задаете. А вы сможете прочитать его правильно, когда поймете всё предложение, и поймете в какой грамматике стоит это предложение, в Present Indefinite Tense или в Past Indefinite Tense. Если в Present, значит оно звучит [riːd], а если в Past, значит оно звучит [red]. И попробуйте мне только нарушить! Я во втором уровне за это убиваю.
Понятна первая подборочка? Вторую начинаем. Смотрите, стоит первое слово прочитать – понять правило, остальные все под него подстраиваются: [ɪŋ], [æŋ], [ʌŋ] – остальное точно так же.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
sing [sɪŋ] ring [rɪŋ] drink [drɪŋk] begin [bɪˈɡɪn] swim [swɪm] run [rʌn] | sang [sæŋ] rang [ræŋ] drank [dræŋk] began [bɪˈɡæn] swam [swæm] ran [ræn] | sung [sʌŋ] rung [rʌŋ] drunk [drʌŋk] begun [bɪˈɡʌn] swum [swʌm] run [rʌn] | петь звенеть, звучать, звонить пить начинать плыть, плавать бегать |
Последний глагол опять схулиганил. Вторая и третья у него такие же: [æŋ], [ʌŋ]. Но первая форма глагола run совпадает с его третьей формой. Но его всё равно считают в этой группе.
Следующая группа тяжелая. По одной простой причине – там звучание звуков не легкое, это то, что называется дифтонги, то есть подряд должны прозвучать два гласных. Нам это не очень привычно.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
bear [beə] | bore [bɔ:r] | born [bɔ:rn] | перевозить, переносить, терпеть, выдерживать |
tear [ˈteə] wear [weə] | tore [tɔ:r] wore [wɔ:r] | torn [tɔ:rn] worn [wɔ:rn] | рвать, разрывать, ранить иметь вид, носить (одежду, обувь), быть одетым |
swear [sweə] | swore [swɔ:r] | sworn [swɔ:rn] | клясться, присягать |
Однотипно. То есть, достаточно знать звучание первой строчки – все остальные становятся одинаковыми, понятными.
(Ст.) В слове wore, …ore произносятся как просто [ɔː]?
(Пр.) Я так и произнес, просто дал небольшое звучание [r].
(Ст.) В первой форме первый гласный звук он как «и» больше?
(Пр.) Нет, [e]. Во всех словах.
Следующая подборочка легкая, где d меняется на t, соответственно окончание звучит не звонко, а глухо, но всё равно звучит.
(Ст.) Там где worn, n читается?
(Пр.)N звучит везде в этой подборке.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
send [send] lend [lend] spend [spend] | sent [sent] lent [lent] spent [spent] | sent [sent] lent [lent] spent [spent] | посылать давать взаймы проводить время и т.п., тратить (деньги) |
В этой группе проявилась одна из самых важных особенностей английской фонетики. Категорически запрещено сглатывать или опускать звучание последней буквы глагола, потому что именно она чаще всего определяет суть глагола, в каком он времени.
В следующей подборке обязательно озвучить «й» в словах.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
lay [leɪ] pay [peɪ] say [seɪ] | laid [leɪd] paid [peɪd] said [sed] | laid [leɪd] paid [peɪd] said* [sed] | класть платить говорить |
В последнем слове опять хитрость. Пишется оно так же как остальные, а звучит по-другому. Казалось бы, по логике оно должно звучать [seɪ] - [seɪd] - [seɪd]. На самом деле это грубейшая версия, грубейшее нарушение. Должно быть [seɪ] - [sed] - [sed]. И ни в коем случае нельзя это нарушать. Звучит оно почти как прилагательное грустный (sad[sæd]). А если вы спросите: зачем они в said тогдаi написали, я вам скажу: «Because». А вы что не знаете, что в русском языке такие же фокусы. В грузинской школе русского языка учитель говорит: «Дэти, это не язык. Это вообще непонятно что. У них кон пишется с мягким знаком. А вилька пишется без мягкого знака. Как так?». Но они же научились хоть что-то у нас говорить. Значит, и вы научитесь.
В следующей всё очень легко, просто длинный звук меняется на короткий:
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
lead [li:d] feed [fi:d] bleed [bli:d] | led [led] fed [fed] bled [bled] | led [led] fed [fed] bled [bled] | вести кормить кровоточить |
В следующей тоже не хитро. Легко запоминаются.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
bring [brɪŋ] think [θɪŋk] fight [faɪt] buy [baɪ] catch [kætʃ] teach [ti:tʃ] | brought [brɔ:t] thought [θɔ:t] fought [fɔːt] bought [bɔ:t] caught [kɔ:t] taught [tɔ:t] | brought [brɔ:t] thought [θɔ:t] fought [fɔ:t] bought [bɔ:t] caught [kɔ:t] taught [tɔ:t] | приносить думать сражаться, драться покупать ловить, хватать учить |
Следующая подборка:
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
feel [fi:l] sleep [sli:p] smell [smel] spell [spel] keep [ki:p] weep [wi:p] sweep [swi:p] deal [di:l] | felt [felt] slept [slept] smelt [smelt] spelt [spelt] kept [kept] wept [wept] swept [swept] dealt [delt] | felt [felt] slept [slept] smelt [smelt] spelt [spelt] kept [kept] wept [wept] swept [swept] dealt [delt] | чувствовать спать нюхать, чувствовать запах писать, произносить по буквам держать, хранить, иметь плакать, запотевать мести, подметать иметь дело (с…) |
И последняя:
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
know [nəʊ] grow [ɡrəʊ] blow [bləʊ] throw [θrəʊ] draw [drɔ:] fly [flaɪ] | knew [nju:] grew [ɡru:] blew [blu:] threw [θru:] drew [dru:] flew [flu:] | known [nəʊn] grown [ɡrəʊn] blown [bləʊn] thrown [θrəʊn] drown [draʊn] flown [fləʊn] | знать расти дуть бросать, кидать тащить, тянуть летать |
Throw – звук [θ] произносится только губами, очень глухой звук.
Еще раз вам говорю, это нудная работа, но без нее вы не двинетесь дальше ни на шаг. Их надо начинать сразу же после этого начинать запоминать. И как пишутся, и как переводятся, и как озвучиваются.
Что из себя представляет последняя подборка? Это те неправильные глаголы, которые своими движениями от первой ко второй, третьей форме не попали ни в один из предыдущих вариантов. И их пришлось просто выделить в сторону, а потом внутри себя мы их поставили по алфавиту.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
be [bi:] | was/were [wəz]/[ wɜ:] | been [bi:n] | быть, являться |
Вы скажете: «А зачем мы вообще читаем третью форму? Где она применяется?». Вот она и применяется в группе Perfect. Мы пока его не знаем. Но когда мы дойдем до Perfect’а, мы же не будем снова возвращаться к этим таблицам и запоминать их заново. Учить то надо сразу всю табличку.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
become [bɪˈkʌm] break [breɪk] choose [tʃu:z] come [kʌm] | became [bɪˈkeɪm] broke [brəʊk] chose [tʃəʊz] came [keɪm] | become [bɪˈkʌm] broken [brəʊkən] chosen [tʃəʊzən] come [kʌm] | становиться ломать(ся) выбирать приходить |
Come так же как become – они однокоренные.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
do [du:] eat [i:t] (долгим i отличается от местоимения it – у него краткий звук) | did [dɪd] ate [et] | done [dʌn] eaten [i:tn] | делать, поступать есть |
fall [fɔ:l] find [faɪnd] forbid [fəˈbɪd] (звучание внутрь уходит) | fell [fel] found [faʊnd] forbade [fəˈbæd] | fallen [fɔ:lən] found [faʊnd] forbidden [fəˈbɪdn̩] | падать находить запрещать |
forget [fəˈɡet] (тоже внутрь) forgive [fəˈɡɪv] (внутрь ударение) | forgot [fəˈɡɒt] forgave [fəˈɡeɪv] | forgotten [fəˈɡɒtn̩] forgiven [fəˈɡɪvn̩] | забывать прощать |
get [ɡet] | got [ɡɒt] | got/gotten [ɡɒt]/[ ɡɒtn̩] | получать и т.п. |
Англичане говорят get/got/got, а американцы get/got/gotten.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
give [ɡɪv] (как forgive, тоже однокоренные | gave [ɡeɪv] | given [ɡɪvn̩] | давать |
go [ɡəʊ] have [hæv] hear [hɪə] | went [went] had [hæd] heard [hɜːd] | gone [ɡɒn] had [hæd] heard [hɜ:d] | идти, ехать иметь слышать |
Я сам очень долго мучился со звуком [ɜ]. Никто же не объяснит. И знаете на чем у меня успокоение наступило? Я написал себе такой значок [ӛ], как бы «э», но с «ё».Хотите – берите.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
hold [həʊld] learn [lɜ:n] leave [li:v] lose [lu:z] make [meɪk] meet [mi:t] mean [mi:n] | held [held] learnt [lɜ:nt] left [left] lost [lɒst] made [meɪd] met [met] meant [ment] | held [held] learnt [lɜ:nt] left [left] lost [lɒst] made [meɪd] met [met] meant [ment] | держать учить, изучать оставлять, уезжать терять делать, заставлять встречаться значить, иметь в виду, подразумевать |
see [si:] show [ʃəʊ] | saw [sɔ:] showed [ʃəʊd] | seen [si:n] shown [ʃəʊn] | видеть показывать |
Внимание. У глагола show вторая форма (showed) сделана четко по правилам, то есть по законам правильных глаголов. Почему же его записали в неправильные? Ему третья форма подгадила. Сказала: «А я хочу shown». Они: «Так тогда же нас всех отправят в неправильные!». Она: «Ну, и плевать. Всё равно хочу!». И всё. И глагол весь отправили в неправильные глаголы, хотя вторая форма по законам правильных. Вот такие бывают у них фокусы.
1-ая форма | 2-ая форма | 3-ья форма | Перевод |
speak [spi:k] stand [stænd] take [teɪk] tell [tel] write [raɪt] understand [ʌndəˈstænd] | spoke [spəʊk] stood [stʊd] took [tʊk] told [təʊld] wrote [rəʊt] understood [ʌndəˈstʊd] | spoken [spəʊkən] stood [stʊd] taken [teɪkən] told [təʊld] written [rɪtn̩] understood [ʌndəˈstʊd] | говорить стоять брать рассказывать писать понимать |
(Ст.) А left – это лево?
(Пр.) Left это и лево, и вторая форма leave. У них фокусов со словами немеряно. У них вторая и третья форма глагола leave – left, но left – это еще и прилагательное «левый» (left hand – левая рука). И как это связать с чем – никто вам не ответит. Просто запоминать, что если прозвучало left, то вы должны понять прозвучало слово прилагательное «левый» или прозвучало слово глагольное вторая форма leave.
(Ст.) А у see вторая форма какая?
(Пр.) Saw [sɔ:] – чистая «о» без малейших намеков на завывание, единственный чистый звук.
(Ст.) Wrote [rəʊt] – что-то знакомое, глагол такой есть по-моему?
(Пр.) Wrote [rəʊt] это и есть вторая форма глагола write [raɪt].
(Ст.) А больше слова такого нет?
(Пр.) Нет… Road [rəʊd], но это не глагол, это существительное. Почему я вам и говорю, что окончание слов английских чаще всего несут всего главную информацию. Road [rəʊd] – дорога, wrote [rəʊt] вторая форма глагола «писать».
(Ст.) А вот глагол «слышать» (hear [hɪə]) и существительное «волосы» (hair [heə])?
(Пр.) Их звучания практически одинаковые. И понять можно по контексту.
Лекция 11 - Часть 3 - Ответы на вопросы «плюс-минус» и «минус-плюс» | Лекция 11 - Часть 5 - Статические английские предлоги |